?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

С днём знаний!

"— А я с детских лет привык ждать первое сентября.
С самым тревожным и радостным не­терпением.
Да и сейчас, отдав семьдесят лет высшей школе,
жду не дождусь того дня и часа, когда
ко мне придут ученики, мои аспиранты"




Взятые в качестве эпиграфа слова А.Ф. Лосева были опубликованы Ю.А. Ростовцевым в его статье "Марафонец (Слово о Лосеве)". Эта статья стала своеобразным Послесловием в небольшом по размеру сборнике работ А.Ф. Лосева "Дерзание духа", который мы в этот праздничный день - День знаний - с удовольствием рекомендуем к прочтению всем, кто интересуется не только личностью и творчеством этого выдающегося мыслителя, но и собственно интеллектуальным трудом...





Скорее всего, именно такого рода труд А.Ф. Лосев имел в виду, говоря о переходе от незнания к знанию ("Сокровище мыслящих" в том же сборнике "Дерзание духа"). Ведь знание не появляется вдруг, само по себе, без каких-либо усилий со стороны желающего стать знающим. Один из самых ярких греческих писателей поздней античности - Лукиан Самосатский - едко высмеивал тех, кто считал, что вполне достаточно и поверхностного ознакомления с тем или иным произведением, чтобы считаться знающим.



В своем трактате "Неучу, покупавшему много книг" (Προς τον απαίδευτον και πολλά βιβλία ωνούμενον) Лукиан с горькой иронией подчеркивает самую главную ошибку такого лентяя, не желающего использовать собственные интеллектуальные силы для понимания прочитанного: "...постоянно держишь в руках книгу и читаешь ее, но из прочитанного ничего не понимаешь и оказываешься тем ослом, который слушает игру на лире, хлопая ушами" (пер. Н.П. Баранова; греч. текст). Аналогичный мотив угадывается и у А.С. Пушкина в описании толпы, которая "бессмысленно внимает" поэту (Чернь/Поэт и толпа)...

В современном словоупотреблении с распространением знаний непосредственно связывается термин "просвещение", что подтверждается фиксируемыми в современных словарях значениями этого слова. В настоящее время уже не нужно тратить много времени на поиск общих и специальных словарей: достаточно сделать выборку на специальном электронном ресурсе СЛОВАРИ.РУ (Электронная библиотека словарей русского языка: толковые, иностранных слов, орфографический, семантический и т.д.). Вот, например, как выглядит результат поиска по слову "просвещение":



Но даже самое широкое и активное распространение знаний не может механически сделать любого, кого оно коснется, знающим...

Если обратиться к творчеству уже упоминавшегося А.С. Пушкина, то в его произведениях можно найти немало случаев употребления слова "просвещение" и его производных, причём - в различных значениях. Все они отмечены в специальном четырехтомном "Словаре языка Пушкина", выдержавшем два издания (М., 1956-1961; 2000). Наиболее полным к настоящему времени, является второе издание, вышедшее в свет в самом начале ХХI века.


(сокращения, относящиеся к пушкинскому тексту раскрыты в специальном приложении, опирающемся на "Полное собрании сочинений А.С. Пушкина" (1937-1959)) .


Именно в таком, сокращенном, виде в ноябрьском номере журнала "Русская старина" за 1884-й год (с. 394) впервые был опубликован вариант стихотворения А.С. Пушкина "О сколько нам открытий чудных...". Напомним, что именно этим стихотворением когда-то начиналась знаменитая научно-популяризаторская телепередача "Очевидное-невероятное" (в советское время последняя - пятая - строка не воспроизводилась).

Если мы обратимся к знаменитому роману в стихах "Евгений Онегин", то можем встретить там такие, к примеру, строки:


а также одно из пушкинских примечаний к тексту:


В финальных строках более ранней "Деревни" поэт задается риторическим вопросом:


Что имел в виду автор, говоря в данных конкретных случаях о "просвещении","просвещенной Европе" и "просвещенной свободе"? Для того, чтобы разобраться с этими вопросами, нужно обращаться не только к могущему оказать нам посильную помощь двухтомнику "Онегинская энциклопедия", но и толковым словарям пушкинского времени, например, к Словарю Академии Российской (вышедшему к моменту создания "Евгения Онегина" уже двумя изданиями: 1789-1794; 1822)


В издании 1794-го года словарная статья "Просвещение" выглядит так (часть V, стлб. 387):

(однако в этом издании слова искать не по готовой словоформе, а по исходному корню - "свет").

В издании 1822-го года (часть V, стлб. 624) текст тот же:


В случае со словоупотреблением рубежа XVIII-XIX веков, как видно из приведенных примеров, было важным не просто распространение знаний, а очищение разума от ложного знания и противопоставление просвещения невежеству, что как раз и предполагало интеллектуальные усилия стремящегося к знанию и просвещению...

Возвращаясь к творческому наследию А.Ф. Лосева, приведем две цитаты все из того же сборника "Дерзание духа":
"Уходя в бездну истории и подводя итог, могу сказать, что самое интересное я видел в жизни. Самое ценное для меня    —  живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек физически здоровеет и ободряется, психологически радуется и веселится, а ум ответно становится мудрым и простым одновременно. Входя в аудиторию, я иной раз встречал сонное и как бы усталое выражение лиц у студентов, унылое и безрадостное ощущение, безотрадную скуку. Но когда я становился на кафедру и начинал говорить, я часто замечал, что лица у студентов становятся живее и бодрее, что у моих слушателей на унылом лице появляется вдруг знающая улыбка. [...] Переход от незнания к знанию был для меня всегда предметом и тайного, и явного услаждения, будь то у других или у самого себя" (А.Ф. Лосев Сокровище мыслящих)

"Надо учиться, чтобы быть!
Ученик должен понимать, что любая математическая теорема, физический или химический закон, техническое изобретение, картина той или иной исторической эпохи — все это возникло у людей как результат их жизненных порывов к истине и человеческому счастью, как следствие их стремления найти приют в бесконечных исканиях на просторах человеческой мудрости. Чтобы создавать науку, нужно любить ее и находить в ней отзвук всем своим стремлениям. Надо трудиться над преодолением зла и быть способным отстаивать свою точку зрения. И, заключая свою мысль, я бы сказал даже еще проще: быть учеником — значит быть живым человеком" (А.Ф. Лосев Сначала стань учеником)

С днём знаний!



Profile

лого
losevka
Библиотека "Дом А.Ф. Лосева"
Website

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser